Несколько слов о городе Суздале

Название города на протяжении долгих десятилетий было объектом пристального внимания ученых-историков и до сегодняшнего дня загадка названия города Суздаль еще не решена, но есть несколько гипотез о происхождении названия Суздаль. Например, есть такие версии, что изначально оно было женского рода и писалось "Суждаль". Название города имеет более десяти вариантов перевода и не ясно даже его происхождение - славянское или угрофинское. Гипотезы разные: "Волчье логово", "Су-зи-даль" - "богато родящая земля", место судилища или как сказано в топонимическом словаре Никонова суждоль - существительное от глагола созидать - "основатель судил быть тут городу".

Суздаль - это город, который в первой половине XII века, до возвышения города Владимир, был столицей княжества. В архитектуре Суздаля XVI века столичные приемы, привнесенные московскими зодчими, объединяются с древними суздальскими мотивами, определяя своеобразный характер архитектуры города. Начало истории Суздаля теряется в глубине веков. Судя по раскопкам, еще до нашей эры на месте Суздаля живет финно-угорское племя меря (меряне). А в IX в. начинается мирная славянская колонизация словен и кривичей. Со временем меряне растворились среди них, оставив после себя лишь некоторые названия: Москва, Нерль, Кидекша.

Историческую справку о Суздале, племенах населявших его земли и вероисповедании, можно прочесть ниже, в книге "Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии" Владимир 1896 года.

Первые упоминания города в письменных документах это:

В Суздале снято более 60 фильмов. Вот некоторые известные широкому кругу лиц киноленты:

Суздаль активно сотрудничает с зарубежными городами-партнерами. Сотрудничество выражается в осуществлении совместных проектов, в отлаженных культурных, спортивных и межсемейных связях, это Ротенбург над Таубером (Германия), Клес (Италия), Эвора (Португалия), Шанжао (Китайская Народная Республика), Гужелкамли (Турция), Лош (Франция), Бардеёв (Словакия).

На девяти квадратных километрах сосредоточено более 200 памятников архитектуры XIII–XIX веков

Интересен город Суздаль памятниками архитектуры, которым сопутствует неповторимая аура красоты исторического времени. Благодаря своему историко-культурному наследию Суздаль - всемирно известный музейный и туристический центр. Предлагаем ознакомиться с некоторыми фотографиями города.

Суздаль - один из древнейших городов России. На страницах летописей упоминание о Суздале появилось в 1024 году, но современные архиологические открытия говорят о существовании поселенияна этом месте еще в IX столетии.

В XI-XII веке это был крупный русский город - столица Ростово-Суздальского княжества, в XIII - начале XIV веков - Суздальского княжества. Город включен в знаменитый туристический маршрут "Золотое кольцо России". Суздаль знакомит путника с белокаменными храмами, памятниками древнего зодчества,старинными иконами, древними книгами из монастырских библиотек, ювелирными украшениями из музейных экспозиций, изделиями декоративно-прикладного искуства и народных промыслов.

Фотографии города Суздаль


Перейдя в фотоальбом с фотографиями города Суздаль можно продолжить знакомство со снимками нашего великолепного древнерусского города.



Историческая справка.

Отрывок из книги "Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии" Владимир 1896 г.

Город Суздаль находится подъ 55° сев.шир. и 58° восточной долготы, къ северо-востоку отъ Владиміра, въ 38 верстахъ отъ него; расположенъ онъ по обоимъ берегамъ незначительной речки Каменки, припемъ кремль и большая половина города находятся на левомъ, довольно возвышенномъ, берегу Каменки.

Суздаль, по своему происхожденію, одинъ изъ древнейшихъ городовъ русскаго государства. Время освованія его — неизвестно; но несомненно, онъ существовалъ еще въ эпоху язычества на Руси. Исторически известнымъ Суздаль становится съ 990 года, т.е. со времени введенія въ Суздальекой стране Св. Равноап. кн. Владиміромъ христіанства.

Какъ древнейшій городъ, Суздаль имеетъ свою политическую исторію, на страницахъ которой нередко встречаются лица и событія, имевшія въ свое время общегосударственное значеніе; а въ церковномъ отношеніи Суздаль въ теченіи многихъ вековъ былъ первымъ городомъ среди другихъ городовъ современной Владимірской епархіи: съ XIV до XIX столетія въ немъ жили и имели свою кфедру епископы, архіепископы и даже митрополиты, и епархія именовалась Суздальскою. Поэтому обществевная жизвь Суздальцевъ въ старину отличалась оживлевностію: она была полна интереса, сначала политическаго, а потомъ церковнаго. Въ конце ХVІІІ столетія центромъ церковнаго и гражданскаго управленія сделался губ. гор. Владиміръ, и съ этого времени Суздаль "захудалъ": общественная жизнь затихла, торговля и промышленность ослабели, а вместе съ темъ упало и матеріальное благосостоянiе города. Но и въ настояще время Суздаль отличается отъ другихъ городовъ численностію храмовъ Божіихъ: при 7 тысячномъ населенiи въ немъ насчитывается до 30 церквей; а всего важнее и дороже сердцу православнаго христіанина,—въ Суздальскихъ церквахъ мшого нетленныхъ мощей Святыхъ Подвижвиковъ и Угодниковъ Божіихъ, почивающихъ открыто въ ракахъ. Такъ, въ соборномъ храме почиваютъ мощи святителей Феодора и Iоанна, чудотворцевъ Суздальскихъ; въ Ризположенскомъ женскомъ монастыре — св. мощи преподобной Евфросиніи; въ Спасскомъ мужскомъ монастыре — св. мощи преподобнаго Евфимія, строителя сего монастыря. Суздальскія святыни почитаются не только местными жителями, но на поклононіе имъ приходить не мало богомольцевъ и изъ другихъ, часто отдаленныхъ, губерній. Особенное стеченіе богомольцевъ бываетъ въ дни памяти указанпыхъ Святителей и Чудотворцевъ Суздальскихъ.

Въ древнія времена Суздальская страна входила въ составъ Ростовской области. Пространство Ростовско-Суздальской территоріи начиналось съ верховья Волги и граничило съ Новгородской областію, простираясь на югъ до крайнихъ пределовъ нынешней Нижегородской губерніи. Все это огромное пространство было покрыто непроходимыми дремучими лесами, прорезанными въ различныхъ направленіяхъ большими и малыми реками, озерами и болотами. Первыми поселенцами въ этой суровой и негостепріимной стране были финны, пришедшіе въ незапамятныя времена изъ пределовъ Азіи и разселившіеся своими многочисленными племенами въ различныхъ мествостяхъ нынешяго государства Россійскаго. «He знаемъ»,— пишетъ Карамзинъ в своем труде "История государства Российского том I стр.36",— «когда они поселились въ Россіи, но не зънаемъ также и никого сгаробытнее ихъ въ северныхъ и восточныхъ ея климатахъ». «Если не самые древніе, то, по крайней мере, одни изъ древнейшихъ обитателей Русской государственной области были Финны», — говоритъ другой знаменитый историкъ Соловьевъ в своем труде "История России том I, стр.77". По свидетельству препод. Нестора, въ IX веке жили въ пределахъ Ростовско-Суздальской области слдующія финскія племена: Меря—около озера Неро (Ростовскаго) и озера Плещеева (Переславльскаго), Мурома—по реке Оке, при впаденiи ея въ Волгу, Мордва и Черемисы (въ Нижегородской губерніи).

Поздее финскихъ племенъ въ Ростовско-Суздальской области поселились Славяне, — вероятно, выходцы изъ Новгородской области; время поселенія ихъ также остается неизвествымъ, за неименiемъ на то историческихъ данныхъ. Съ несомненнои достоверностію можно сказать только, что Славяне обитали здесь въ половине IX столетія и въ это время уже были настолько мвогочисленны и сильны среди Финновъ, что имели свой городъ Ростовъ, упоминаемый въ летописи Нестора подъ 862 годомъ.

Святой князь Владиміръ въ 990 году посетилъ Суздаль (Суздаль въ это время былъ простымъ поселеніемъ или пригородкомъ стараго Ростова; городомъ же Суздаль въ первый разъ упоминаетсявъ летописи подъ 1024 годомъ) и положилъ первыя семена Христовой веры въ сердцахъ Суздальцевъ (О проповедническихъ трудахъ св. Владиміра въ Суздальской стране мы имеемъ много свидетельствъ. перечисления не приводятся администрацией сайта) Суздальскіе язычники, не будучи фанатически привержены къ своей религіи, доверчиво слушали новое для нихъ, любвеобильное и всепрощающее Евангельское ученіе изъ устъ высокочтимого квязя, охотно отрекались отъ своихъ боговъ-идоловъ (Въ состояніи язычества Суздольцы покланядись: Велесу, Пинаю - вероятно искаженіе Перуна, Яруну, Облупе - праздновали, когда рожь облупливалась, колосилась, Купале и Туру - богу плодородія, сладострастія.) и крестились. «Крести всю землю Суздальскую»,—змечаютъ летописи объ успехе проповеди св. Владиміра въ Суздальской стране. Отзывъ этотъ, конечно, преувеличенъ; но во всякомъ случае мы имеемъ полное основаніе предполагать значительный успехъ проповеди. Удаляясь изъ пределовъ Суздяльской страны въ другія области для распространенія Христовой веры между своими подданными, св. Владиміръ оставилъ новообратившимся Суздальцамъ руководителемъ и наставникомъ въ Христовой вере святителя Феодора.

Но этимъ не ограничились заботы св. Владиміра о Суздальцахъ: чтобы христіанство сильнее укреплялось въ сердцахъ юныхъ христіанъ и успенее распространялось между оставшимися здесь язычниками, онъ устроилъ въ Суздале храмъ Божій въ честь Рождества Пресвятыя Богородицы. Въ этомъ храме новокрещенные Суздальцы въ первый разъ увидели и услышали христіанское богослужение. Торжественное и умилительное архіерейское богослуженіе, совершаемое святителемъ Феодоромъ, съ глубокимъ благоговеніемъ, безъ сомненія, производило на юныхъ христіанъ сильное впечатленіе, и вера Христова укреплялась въ сердцахъ ихъ.

Окончание отрывка из книги Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии.
Владимир 1896 год.

Подняться наверх


Забронировать гостевой дом
☎ +7 903 830-8965
Данные на сайте носят исключительно информационно-справочный характер и ни при каких условиях не являются публичной офертой, определяемой положениями cтатьи 437 ГК РФ.
Очевидные ошибки (включая опечатки) юридически обязывающими не являются.  подробнее 
Этот сайт защищен «Site Guard»
Политика конфиденциальности
© 2006-2017 все права принадлежат: Гостевому дому в Суздале "Подворье купца Калинина"      карта сайта